Виртуальная выставка «Язык — история народа» (6 июня День русского языка)

Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

Матийченко Ю. В. Звоним русисту / Ю.В. Матийченко. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 157, [2] с. — (Русская речь).

О чем эта книга? Она о русском языке, о правилах речи, которыми мы часто пренебрегаем в повседневном общении, потому что без них легче и проще, но проще — не значит лучше. Если реверансы письменной речи мы соблюдаем, то в устной допускаем вольности, в ущерб ее правильности, красоте звучания.
Речь — это то, что «выдает» нашу культуру, образование, образ мышления. И об этом не следует забывать, особенно тем, кто работает с аудиторией и чья работа связана с общением. Зачастую, одна ошибка способна омрачить благоприятное впечатление и разрушить образ образованного, успешного человека.
В первой главе этой книги рассмотрены слова, которые чаще всего произносят неправильно, а во второй мы рассмотрим слова, чаще всего употребляемые в повседневной речи с ошибками. В третьей главе вы узнаете о новом «олбанском йезыге», об альтернативе нецензурной брани, об искусстве красиво ругаться.
Вас ожидает не академическое чтение, а путешествие в мир повседневных ошибок, в которых нет ничего ужасного, но их исправление сулит Вам определенные выгоды.

Лобанов И.Б. Говорим правильно по-русски: речевой этикет / И.Б. Лобанов. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 191 с., — (Русская речь).

Русский язык захлестнула волна перемен. Многочисленные заимствования, из-за которых русские перестают понимать родную речь; потоки жаргонных, грубых, разговорных слов, которые употребляются к месту и не к месту; «фокусы» с орфографией, которая еще совсем недавно казалась чем-то незыблемым… Значит ли это, что языковая норма разрушается или кардинальным образом меняется? И что делать? Цель данной книги — научить читателя думать и рассуждать о том, что является «плохим» и ненужным, и как сохранять красивое, правильное, целесообразное, уместное в родном языке.
Настоящее издание включает пять разделов, связанных с разными аспектами функционального использования устной и письменной речи. Прилагается краткий словарь трудностей русского языка.
Для широкого круга читателей, интересующихся современным состоянием и судьбой русского языка.

Рик Т.Г. Как живешь, Наречие? — 2-е изд.М.: ВАКО, 2017. — 112 с., — (Занимательный учебник).

Эта книга позволит легко, без напряжения, но основательно усвоить и повторить сложные грамматические правила, связанные с наречием. Путешествуя по волшебной стране Речь, герои книги учатся различать наречия среди иных слов, классифицировать, правильно писать и использовать их, получают представление о степенях сравнения наречий, а также о многом другом.

Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! — 2-е изд.М.: ВАКО, 2017. — 112 с., — (Занимательный учебник).

Эта книга поможет легко и радостно выучить всё, что связано с прилагательным. Путешествуя по волшебной стране Речь, герои книги в занимательной форме изучают качественные, относительные и притяжательные прилагательные, степени сравнения прилагательных, узнают, что такое согласование, перенос значения, переход одной части речи в другую, а также учатся творчески мыслить и развивают фантазию.

Рик Т.Г. Привет, Причастие! — М.: ВАКО, 2015. — 160 с., — (Занимательный учебник).

Эта книга позволит легко, без напряжения, но основательно усвоить и повторить сложные грамматические правила, связанные с причастием. Путешествуя по волшебной стране Речь, герои книги учатся различать причастия среди иных слов, классифицировать, правильно писать и использовать их, получают представление о формах причастия, а также о многом другом.

Улыбашева М. Как появляются слова? — СПб.: Качели, 2021. — 96 с., — (Серия: «Слово за слово»).

Каждый день мы с вами используем сотни слов. А откуда они вообще взялись — слова? Может быть, их придумали первобытные дикари, которых рисуют в учебниках? Или древнегреческие мыслители?
Вместе мы попробуем разобраться, ведь впереди — первые шаги в этимологию. А ещё — возможность попробовать себя в роли учёных-этимологов, как опытные детективы проникающих в загадки происхождения слов.
В книге Марины Улыбышевой простым и понятным языком представлена теория этимологии, рассказаны самые интересные истории происхождения слов. В конце — небольшой школьный этимологический словарик.

Лаврова С. Фантастическая орфография. — СПб.: Качели, 2021. — 96 с., — (Серия: «Слово за слово»).

Основы робототехники, начала астрономии, космическая фантастика — это всё понятно. Но зачем в Школе юных фантастов русский язык? Синонимы, антонимы и прочая лексика — ещё куда ни шло, но орфография?
Данил вместе с новыми друзьями Игорем и Сашкой обязательно это выяснит, а ещё найдёт Блок Экспериментальных Сведений, сбежавший от инопланетян. И, конечно, легко и быстро выучит правила и узнает много нового из истории правописания.
Веселые приключения от Светланы Лавровой, автора книги «Замок графа Орфографа», дополнены основными правилами орфографии и заданиями для отработки полученных знаний.

Бухина О. Язык твой — друг мой / Ольга Бухина, Галина Гимон. — Москва: Эксмо, 2015. — 96 с.: ил. — (Детский проект Л. Улицкой. Другой, другие, о других).

Как появилась письменность? Как получился алфавит? Что такое перевод и зачем он нужен? Как слова путешествуют по разным странам? В книге Ольги Бухиной и Галины Гимон дети и взрослые узнают много нового об истории языков разных народов, о тайной жизни самых обычных слов и о том, как языки помогают нам дружить и понимать друг друга.

Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов / И. И. Постникова, И. М. Подгаецкая, М. Н. Везерова и др. — Москва: Просвещение, 2007. — 416 с.: ил.

Книга зовет юного читателя совершить увлекательное путешествие в необъятный мир слова. Это не учебник, и тем не менее в шутливых рассказах, словесных играх, загадках, шарадах нашли отражение все разделы школьного курса русского языка.
Не отступая от научной достоверности, авторы в занимательной форме повествуют о том, как живут и работают слова, как находят они свое место в речи.
Книга убеждает в том, что даже при сложной, мудро устроенной системе языка можно очень доходчиво рассказать о фонетических особенностях русского языка, его благозвучии и правилах произношения, вызвать желание заглянуть внутрь лексического значения слова, узнать о грамматических особенностях и словообразовании каждой части речи.

Усачев А. А. Великий могучий русский язык: Крылатые слова в стихах и картинках для детей всех возрастов / Худож. В. О. Уборевич-Боровский. — М.: Дрофа-Плюс, 2011. — 256 с.: ил.

Крылатые слова делают нашу речь ярче, за каждым из них стоят интересные исторические факты, давно исчезнувшие вещи и понятия, а чтобы докопаться до истоков крылатого выражения, подчас надо провести целое лингвистическое расследование! Но можно вместо этого сочинить озорной, веселый рассказ. Именно так поступает детский поэт Андрей Усачев: в цикле «Великий могучий русский язык» каждое стихотворение снабжено шутливым комментарием, из которого любопытный ребенок узнает, откуда пошли выражения вроде «Филькина грамота», «Тихой сапой» и в каких случаях уместно сказать: «Не стоит ждать у моря погоды», «Это щекотливый вопрос» или «Давай тряхнем стариной!».