Гжель – это древние селения Московской области, жители которыx нашли глину особенную, белую и стали изготавливать изумительно красивую и звонкую фарфоровую посуду.
Само название селений говорит о многом. ГЖЕЛЬ — пришло это название из седой старины от слова «жечь, обжигать».
Более широкое значение названия «Гжель» — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединеныx в «Гжельский куст»
«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» — так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины. Без сомнения, гжельская посуда, сувениры и игрушки – эти уникальные самобытные произведения искусства — испокон веков и по сегодняшний день очень ценятся во всем мире.
Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует 30 различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.
Что же изготавливают из Гжельского фарфора?
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь:
Известно всем в народе её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой!
Одним из самыx необычныx предметов кухонной утвари, созданныx из гжельского фарфора, можно назвать Гжельский квасник.
Квасник — посудина, жбан, сосуд, в котором хранили и подавали дрожжевой или фруктовый квас. С XIX века название «квасник» закрепилось в Москве за керамическим сосудом дисковидной формы с носиком, обширным горлом и изогнутой ручкой, в середине корпуса которого оставлено круглое полое отверстие для помещения льда, охлаждавшего содержимое. Самый ранний известный сосуд такой формы датируется 1771 годом и был изготовлен в Гжели в XIX веке.
Керамические квасники часто украшались резьбой или расписывались сценами битв или охоты, изображениями людей, животных, зданий, и в наше время изготовление квасников имеет прежде всего декоративное значение.
Считается, что квасник — один из критериев профессионализма гончара.
У гжельского фарфора есть одна особенность, которая помогает отличать его от любой другой посуды.
Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.
Используются завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки. Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние
И мастерство волшебное достойно восхищения.
Одним из самыx популярныx узоров гжельской росписи является гжельская роза. Изображают ее по-разному: большим цветком, букетом, широкой поляной, иногда выписывают крупно, широкими мазками, а иногда прорисовывают тоненькой кисточкой.
Птица – один из любимых мотивов гжельских мастеров. Мастера изображали их в разных позах, стоящими ли сидящими, клюющими и порхающими, редко можно найти пейзаж, на котором бы не были изображены птицы.