Час информации «Александр Невский – славное имя в памяти потомков»


У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. О них слагают легенды, песни, сказания. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, а напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Тем же из них, чья жизнь была озарена ореолом святости, а деяния и служение народу были в угоду Богу, еще более чтимы на Земле.

Они становятся ангелами-хранителями своего народа и просителями за него перед Богом. К ним обращается народ за помощью в тяжелые годы испытаний.

Таким национальным героем, народным заступником, священной личностью нашей страны, памяти народной вот уже восемь столетий был и остается Святой, Благоверный, Великий князь Александр Невский.

В чем же тайна благоговение и горячей любви народа к Александру Невскому, которая передается из поколения в поколение? Почему он причислен к лику святых? Чтобы понять это надо обратиться к истории его жизни.

13 мая 1221 г. (согласно старой историографической традиции — 30 мая 1220 г.) в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, дочери князя Мстислава Удатного, родился сын Александр, новгородский (1236-1251) и владимирский (с 1252) великий князь. По отцовской линии он был внуком Всеволода Большое Гнездо.

С малолетства княжич учился грамоте с наставлениями, оставленными его предком Владимиром Мономахом: «Что имеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. Леность ведь всему мать: кто что умеет, то забудет, а чего не умеет , тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего в церкви. А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего».

Обучался он иностранным языкам, преимущественно латинскому и греческому, знаниям всемирной истории, истории родной страны по русским летописям. При обучении было обязательное знакомство с книгами Священного Писания. В то время были уже известны сочинения Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Лествичника, Кирилла Александрийского, Ефрема Сирина, а также жития святых.

Кроме книжного обучения, большое внимание уделялось физическому воспитанию: верховой езде, стрельбе в цель, военным играм.

Под родительским кровом Александр рос недолго. Очень рано ему пришлось испытать все тяготы взрослой жизни князя в вольном Новгороде.

В 1228 г. отец Александра — Ярослав Всеволодович, княживший в Новгороде, вступил в конфликт с горожанами и вынужден был уехать в свой родовой удел Переяславль-Залесский. Несмотря на это, он оставил в Новгороде на попечении доверенных бояр двух малолетних сыновей Фёдора и Александра. После смерти Фёдора в 1236 г. Александр, как старший наследник Ярослава, был посажен на новгородское княжение. В 1239 г. он женился на полоцкой княжне Александре Брячиславне.

Так, с 16-17 лет началось самостоятельное княжение Александра, которое совпало с самым тяжелым периодом в истории Руси, само существование которой было поставлено на карту.

Давая краткую характеристику князя Александра, новгородский летописец описал его так: «… ростом он выше других людей, голос его точно труба в народе, лицом он Иосиф прекрасный, сила его — половина силы Самсоновой, и дал ему Бог премудрость Соломонову, храбростью он Веспасиан, царь римский.»

Русь, раздробленная на многочисленные княжества, оказалась как бы зажатой в тиски между Востоком и Западом. Русь в героической борьбе на два фронта могла погибнуть. Нужно было выбирать между Востоком и Западом. Перед Александром стояла историческая задача, для решения которой необходимо было отчетливо сознавать и глубоко чувствовать: в чем смысл своеобразия русской культуры и кто опаснее для нее? Александр прекрасно понимал, что весь смысл русской народности — в Православии, и поэтому основным в его политике было спасение Православия. Но он своим гениальным чутьем понял и то, что большая опасность для Православия грозит с Запада, а не с Востока, от латинства, а не от монгольства. Монгольство не было религиозной системой и поэтому несло рабство только телесное, а латинство грозило самым страшным порабощением — духовным. Поэтому Александр выбрал Восток и при дружественном отношении с ним решил отбиваться от Запада.

В первые годы княжения русский князь занимался укреплением Новгорода. На р. Шелони он построил несколько крепостей. Славу молодому князю принесла победа, одержанная в июле 1240 г. в устье р. Ижоры над шведским отрядом, после которой шведская агрессия на новгородско-псковские земли была остановлена. Традиционно считается, что за эту победу князя стали называть Невским. Однако, согласно русским источникам XIV в., некоторые потомки князя также носили прозвище Невских.

Победа на Неве усилила политическое влияние Александра, но в то же время способствовала обострению его отношений с боярством. В результате столкновений с недовольными боярами князь был вынужден покинуть Новгород и уехать в Переяславль-Залесский. Ливонский орден, собрав немецких крестоносцев Прибалтики и датских рыцарей из Ревеля, вторгся в пределы новгородских земель. Весной 1241 г. Александр, собрав мощное войско, отбил занятые рыцарями Копорье и Водьскую землю, а затем выгнал из Пскова ливонский отряд. Новгородцы вторглись на территорию Ливонского ордена и стали разорять их поселения. Вскоре против русского князя выступило большое конное войско во главе с магистром ордена и вынудило его отвести свои отряды к границе Ливонского ордена, проходившей по Чудскому озеру. 5 апреля 1242 г. произошло решающее сражение на льду Чудского озера у Вороньего камня, вошедшее в историю как «Ледовое побоище». Немецкие войска потерпели сокрушительное поражение. Ливонский орден был вынужден заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от притязаний на русские земли, а также передавали русским часть Латгалии. В истории военного искусства эта победа имела исключительное значение: русское пешее войско окружило и разгромило рыцарскую конницу и отряды пеших кнехтов задолго до того, как в Западной Европе пехота научилась одерживать верх над конными рыцарями. Победа в этой битве поставила Александра Невского в ряд лучших полководцев того времени.

В дальнейшем Александр Невский продолжал укреплять северо-западные границы Руси. В 1251 г. он послал посольство в Норвегию, результатом которого стало первое соглашение между Русью и Норвегией, а также совершил успешный поход в Финляндию против шведов, предпринявших новую попытку закрыть русским выход к Балтийскому морю.

Александр прилагал много усилий для укрепления великокняжеской власти в стране. Став великим князем владимирским, он взял на себя обязанности перед Ордой за всю Россию. Его политическая линия способствовала предотвращению разорительных нашествий татар на Русь.

В 1261 году стараниями князя Александра и митрополита Кирилла в Сарае — столице Золотой Орды, была учреждена Епархия Русской Православной Церкви, что явилось началом великой христианизации Востока. Даже сын самого хана Батыя Сартак принял православную веру, назвавшись побратимом и другом Александра Невского.

Усыпляя татар глубокой покорностью и данью, Александр старался их держать в отдалении от русских земель. Но русский народ хотя и был побежден, мириться с рабством не мог. В 1262 г. вспыхнули волнения в суздальских городах, где были перебиты ханские баскаки и изгнаны татарские купцы. Чтобы умилостивить татарского хана, князь лично отправился с дарами в Орду. Прожив там более года и испив до дна чашу горести и унижения, Александр Невский сумел мудро направить события в нужное русло: хан Берке, правивший после Сартака, прекратил посылать дань в Монголию, ссылаясь на восстание русских, и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав тем самым заслон для Руси с Востока. Это было началом соединения русских земель с наследием Чингиз-хана — обширной территорией до берегов Тихого океана, в котором зрело будущее национальное русское государство. Хан не только простил русских, но и освободил их от обязанности воевать вместе с монголами в Персии. Хан удерживал его подле себя всю зиму и лето, и только осенью русский князь получил возможность вернуться во Владимир, но по дороге заболел и 14 ноября 1263 г. скончался в Городце. Его тело было погребено во владимирском монастыре Рождества Богородицы.

Святой Александр исполнил долг перед Отечеством. Благодаря ему Русь сохранила власть своих князей, свои законы, Православную веру и самостоятельность в отношении с другими странами. В своей политике относительно Орды Александр твердо наметил путь, по которому пошли его ближайшие потомки.

В 1280-х гг. во Владимире началось почитание Александра Невского как святого, а позднее он был официально канонизирован Русской Православной Церковью.

30 августа (10 сентября) 1724 г. мощи святого Александра Невского были торжественно перенесены из Богородице-Рождественского монастыря г. Владимира в Александро-Невскую лавру г. Санкт-Петербурга. 

Люди помнят и чтут Александра Невского. Память о нем хранят многие российские города и веси. Именем Александра Невского названы улицы, площади, переулки. Памятники великому князю установлены в десятках городов (первый на его родине в Переславле открыт в 1958 году, а пока последний — в 2018 году в названного в его честь поселке Александро- Невский Рязанской области). Святой Александр считается небесным покровителем Санкт- Петербурга и Петрозаводска.

Об Александре Невском написано множество художественных книг и исторических произведений (первое из них — “Повесть о житии Александра Невского”). Он стал главным героем 5-ти кинофильмов, самый известный из них — легендарная картина Сергея Эйзенштейна “Александр Невский” (1938). В живописи Александра увековечили Михаил Нестеров и Павел Корин, портрет на центральной части триптиха которого стал “каноническим” образом полководца.

21 мая (1 июня) 1725 г. императрица Екатерина I учредила орден святого Александра Невского — одну из высших наград Российской империи. Уже почти 3 века орденом Александра Невского награждают российских военачальников. С 1992 году орден Александра Невского считается одной из главных российских государственных наград.

По результатам всероссийского голосования в 2008 году Александр Невский был выбран именем России!