Час информации «Театральное чудо» (27 марта – День театра в России и мире)

Сила театра в том, что он коллективный художник…

К.С. Станиславский

История театра – это мир человечества.

История возникновения театра уходит корнями в Древнюю Грецию более двух тысячелетий назад. Древнейшее искусство зарождалось, как зрелищное развлечение публики, праздничные сценки ряженых актеров. Представления изначально были приурочены к Великим Дионисиям – большому религиозному празднику.
Театр стал высоким искусством, способом отдыха высшего общества, местом культурного просвещения. История возникновения театра – это увлекательный процесс развития, не прекращающийся и по настоящее время.

 Дионис
Театр Диониса в Греции
Театр в Древней Греции



Появление русского театра

Появлением в России театра мы обязаны царю Алексею Михайловичу. Во время своего путешествия по Украине он увидел красочные театральные представления с участием «младых отроков» и решил привить это искусство при дворе. Вместе с царем в Москву приехал церковный деятель, просветитель и поэт Симеон Полоцкий, которому Алексей Михайлович поручил воспитание и образование собственных детей.

Чем знаменит Симеон Полоцкий?

Симеон Полоцкий, человек весьма образованный, обладающий чувством прекрасного, придавал огромное значение воспитанию в юных отпрысках творческого начала. Он учил детей не только грамоте и основам наук – не последнее место в образовании занимали «тонкие» искусства: поэзия, живопись, танцы и, конечно, театр.  Активная воспитательная деятельность Полоцкого дала превосходные результаты: сначала он привлек к организации домашних театров боярских детей, а затем добился от Алексея Михайловича учреждения придворной «Потешной палаты», главным делом которой была организация театральных представлений для царя и его приближенных. В этих представлениях детишки разыгрывали библейские сюжеты, сцены из древнегреческих мифов и даже политические анекдоты.

Забавы дворян и простого народа

Однако при Алексее Михайловиче театр оставался исключительной привилегией знатных дворян – видеть сии спектакли могли лишь придворные. Для простого народа театральные представления были недоступны, поэтому он развлекал себя более простыми уличными представлениями с участием знаменитой куклы Петрушки, скоморохов и гусляров.

Помог ли театру Петр I?

Ситуация изменилась после того, как русский престол занял сын Алексея Михайловича, Петр I. Практически вся государственная деятельность Петра Алексеевича была направлена на приобщение России к культуре наиболее развитых стран Европы. Царь прекрасно понимал, что Россия сможет преодолеть свою отсталость только ценой развития наук, производства и, конечно же, искусств, причем это развитие должно затрагивать все слои общества – от самого знатного вельможи до крепостного.  Стараясь сделать театр доступным для народа, Петр I в 1704 году приказал перенести его из царских палат на Красную площадь «Комедиальную храмину», в которой под руководством немецких «драматургов» русские подростки играли спектакли.  Прежде всего он обратил театр из придворного в народный, для всех «охотных смотрельщиков». Театр был переведён из царских хором на Красную площадь, где воздвигнута была особая «комедийная храмина».  Однако очень быстро стало понятным, что немцы только тормозят дело – они плохо знали русский язык и еще хуже были знакомы с русскими традициями и нравами. Поэтому театром стали руководить русские актеры, выходцы из самой же «Комедиальной храмины».

Открытый и закрытый театры

Следующей ступенью в развитии театрального искусства в России стали школьные театры, основанные при Медицинской и Славяно–греко–латинской академиях. Они рассматривались педагогами как важный метод воспитания юношества. И если в «Комедиальной храмине» основные сюжеты для постановок брали из западной литературы, то теперь пьесы писались русскими авторами на основе событий отечественной истории и современности.  Школьный театр при Славяно–греко–латинской академии был закрытым, то есть недоступным широкому кругу зрителей. Театр же при Медицинской академии, напротив, был открыт для всех, кроме крепостных. Впрочем, последние нередко становились актерами в домашних театрах у своих хозяев.

Первый государственный театр

В период правления дочери Петра I, Елизаветы Петровны, был утвержден первый государственный театр. Основой его послужил театральный кружок при кадетском Шляхетском корпусе. Этот театр был организован для помощи кадетам в изучении иностранных языков – все спектакли ставились на английском, немецком, французском языках. Однако Елизавета заинтересовалась именно художественной стороной дела, поэтому сначала пригласила кадетов играть при дворе, а затем учредила государственный театр на базе Шляхетского корпуса.

XX век

Несмотря на общее распространение театрального искусства, пик развития русского театра, особенно детского пришелся на начало XX века. И это во время политических катаклизмов, экономических трудностей и резких социальных перемен! Напротив, в таких условиях было необходимо найти что–то светлое, возвышенное, что поможет пережить общественные потрясения.  И вовсе не удивительно, что таким островком красоты стал театр. Но почему именно детский? Потому, что кардинальные перемены в России требовали формирования нового поколения – людей с новым складом мышления. Естественно, разумнее всего формировать новое поколение с юных лет. Поэтому детей стали активно привлекать к важным государственным событиям: народным празднованиям, фестивалям, парадам и даже партийным съездам.

Победа пролетариата не только уравняла людей по социальному положению, но и сделала все виды искусства общедоступными – теперь одаренные дети не нуждались ни в рекомендациях, ни в протекции. Любой желающий мог прийти в театральный кружок, тем более что таковые имелись практически при каждом учебном заведении, будь то школа или гимназия.  К сожалению, с 20–х годов XX века и до начала 80–х годов в детском театральном творчестве наблюдался заметный спад. Театр с участием детей из разряда свободного творческого коллектива перешли в сугубо воспитательные рамки. Иными словами, сами педагоги в большинстве своем видели в школьных театрах и студиях только способ воздействия на юные умы, метод образования и обучения, чем отрицали важность развития таланта как необходимой составляющей любой личности.

Возрождение театра

В конце XX века детский театр снова набирает обороты и становится тем, чем он и должен быть, – уголком духовности, храмом эстетики. Педагоги начинают работать с детьми именно потому, что детский театр воспринимается как вид искусства, а не только форма обучения. Начинают разрабатываться целые методики по актерскому мастерству и особенностям театральных постановок с участием детей. Более того, детские театры России выходят на мировую арену – дают зарубежные гастроли, участвуют в международных фестивалях, становятся членами различных театральных ассоциаций и союзов. Театр, в котором играют дети, превратился в самостоятельное культурное явление.