В солнечный сентябрьский денек, 115 лет назад родилась Любовь Федоровна Воронкова – замечательная детская писательница, автор многих детских книг и исторических романов. Это имя известно не только в нашей стране. Её книги читают и в Чехословакии, и во Франции, и в Японии и ещё в очень и очень многих других странах. Любовь Фёдоровна создала целую библиотеку книг для детей разных возрастов. Маленький читатель, подрастая, непременно встретится с ними. Может быть, эта встреча произойдёт у него в раннем детстве — с весёлой, поучительной книжкой «Маша-растеряша», которая уже давно стала одной из любимых у малышей. Потом, в начальных классах, он прочитает «Солнечный денёк», «Золотые ключики», «Девочку из города», «Гуси-лебеди» — это хрестоматийные произведения нашей детской литературы. Их нельзя не знать. Когда же читатель станет подростком, а то и взрослым человеком, в его жизнь войдут герои исторических произведений Любови Фёдоровны Воронковой, и откроется мир, тревожный и суровый, отдалённый от нас целыми тысячелетиями, наполненный важными и поучительными событиями.
Любовь Фёдоровна написала много книг. Она работала увлечённо и, как настоящий художник, по-своему, не похоже на других. С. Я. Маршак говорил, что подлинным детским писателем может стать только тот, кто на всю жизнь сумел сохранить память о собственном детстве, чьё сознание не утратило способности так же свежо и ярко воспринимать окружающий мир, как воспринимают его дети. Писатель, пишущий для детей, должен быть не только наблюдательным, подмечающим всё новое, он при этом обязательно должен помнить своё детство, юность, свои шаги по пути взросления. Л. Ф. Воронкова несомненно обладала всеми этими качествами.
Она родилась 30 (17) сентября 1906 года в Москве, на Старой Божедомке, куда однажды пришёл на заработки и поселился с семьёй её отец, безземельный крестьянин из деревушки на Орловщине. В автобиографической повести «Детство на окраине» писательница рассказывает о своём детстве, своих увлечениях.
Природа и книги рано увлекли одарённую девочку. Когда пошла в школу, обнаружилась ещё одна страсть – она увлеклась рисованием. Рисовала всюду, даже на земле. Мечтала быть художницей. Самым дорогим подарком, памятным на всю жизнь, оказалась для неё коробка цветных карандашей. Учительница, заметив способности своей ученицы к рисованию, помогла ей поступить в Строгановское училище. Но началась первая мировая война, жить стало трудно и голодно, и любимые занятия пришлось прекратить. Семья перебралась на родину отца под Орёл. Поселились в подмосковном посёлке Коськове, где насчитывалось семь дворов. Самой маленькой была их избушка. А в семье — семь человек.Не по рассказам узнала она с двенадцатилетнего возраста, что такое крестьянский труд. «С весны начиналась маета, — рассказывала она, уже став писательницей. — Огород пахать, полоть. Не успеешь одно с плеч свалить, другое подпирает. Поспели травы — начинался покос. От граблей мозоли набиваются. Рожь созрела. Длинный день на жнивье, выходили с серпами, жнёшь, снопы вяжешь, потом молотьба. Клали сноп на бревно и палкой околачивали. Но самое трудное — дёргать лён, потом мять да трепать. Зимой — корову подоить, овец накормить, воды из колодца натаскать…» Жизнь в деревне дала Любови Фёдоровне и нечто другое, не только привычку к неустанному труду. Там открылась ей красота русской природы. Там накапливала она в памяти увиденное и пережитое, что потом войдёт в её книги, обернётся запоминающимся образом и точной деталью, наполнит их тёплым дыханием земли. Оттого так проникновенны и поэтичны её описания природы и людей труда.Жизнь была нелёгкая. Но выпадали в той жизни и радости — чтение книг. В доме любили книги, читали вслух. Незабываемый Гоголь, пьесы Островского, Пушкин, Шекспир, Вальтер Скотт — всё это навсегда осталось в памяти. Сколько она себя помнила, ей всегда хотелось писать и рисовать, «до страсти» — её любимое слово. Слагать стихи она, по собственному признанию, начала с тех пор, «как научилась писать». С тех пор всё постепенно становилось поэзией, приобретало ей одной видимые краски. Всё сильнее одолевала мысль о большом, просторном мире — мире творчества.В 1926 году Любовь Воронкова переезжает в Москву в надежде найти какую-нибудь работу и продолжить учение. Путь Воронковой в литературу не был лёгким и простым. «Это была трудная, каменистая тропинка в моей жизни, — вспоминала о тех годах Любовь Фёдоровна в автобиографии, — но я верила, что выберусь на широкую дорогу». Широкой дорогой была для неё литература. Она упорно шла к своей заветной цели. Бралась за любую работу, чтобы было на что жить, а по ночам потихоньку и «для себя» писала романы об испанских грандах и средневековом французском купце, который с мечом в руках пробирается по опасным дорогам на Марсельскую ярмарку, диковинные сказки, поэмы. Ей думалось тогда, что литература призвана рассказывать о чём-то необычном, не будничном, красивом, чтобы забыться от забот дня сегодняшнего.В литературном кружке, где она стала бывать по вечерам, её заметили и помогли выйти на свою «зарубку». Первой публикацией Любови Воронковой стали стихи в газете «Комсомольская правда» про домработницу Варвару. Тема была Воронковой хорошо знакома, потому что некоторое время она сама служила домработницей.
Вскоре Любовь Фёдоровна стала сотрудником журнала «Пионер». Здесь появился её первый очерк (1930), а через год — первая книжка для малышей «Чёрная смородина», где рассказывалось о том, как городские ребята озеленяли свой двор. С тех пор жизнь её переменилась: она стала журналисткой, много ездила по стране, писала о сельских тружениках. Это было ей близко и знакомо, была невыдуманная жизнь, в которой она участвовала всем сердцем.В 1940 году вышла первая книга Любови Фёдоровны — «Шурка», тонкая, всего одиннадцать крошечных рассказов о деревенских ребятах, но в ней уже проявились черты, характерные для творчества писательницы — любовь к природе и людям, доброта, чистый, прозрачный язык. Успех первого сборника воодушевил писательницу. После «Шурки» она задумала новую книгу для детей — «Солнечный денёк». Но осуществить замысел помешала война. Войну Любовь Фёдоровна прожила в Москве. В эти тяжёлые дни она пишет книги о войне: «Лихие дни» (1942), «Лесная избушка» (1943), — о партизанах и участии детей в партизанской войне.
Широкую известность писательнице принесла повесть «Девочка из города».
Написанная в суровом 1943 году, она и до сих пор трогает сердца детей и взрослых. Потому что талантливо рассказывает не только о великом бедствии, но и о великом мужестве, которое помогает выстоять в лихие времена, возвращает веру в жизнь. Таких девочек, потерявших в те тяжёлые дни своих родителей, переживших ужасы фашистского нашествия, было много. Горе, описанное в книге, рассказ о войне, о мужестве и доброте людей взволновали каждого читателя. Любови Фёдоровне довелось видеть в войну таких вот, как Валентинка, детей-сирот, на долю которых выпало недетское горе. Встречала она и женщин, похожих характером на Дарью Шалихину — чутких, отзывчивых, мудрых, всегда готовых прийти на помощь тому, кто больше всего в этой помощи нуждается. Всё лучшее в человеке ярче всего проявляется в годы тяжких испытаний. Это снова и снова утверждает повесть «Девочка из города». Валентинка во время бомбёжки лишается всего: мамы, младшего брата, папы, дома… Соседи, как и Валентинка оставшиеся без крыши над головой, уводят девочку из города. И в дороге Валентинка находит приют в деревенском доме, где живёт добрая Дарья Шалихина со своими детьми: Грушей, Таиской и Романком. Отец семейства на фронте и из мужчин дома только пожилой, суровый на вид дед. Валентинке сложно прижиться в новом доме: ей не знаком деревенский быт, она не знает, как подступиться к разным домашним хлопотам, да ещё и Таиска всё время норовит подшутить над городской девочкой, выставляя её на посмешище. Но Валентинке очень хочется помогать новой маме всеми силами, поэтому она смело берётся за новые дела и старается быть полезной. Вот только сразу назвать Дарью мамой у Валентинки никак не получается, хотя женщина с первого дня зовёт её дочерью и относится к ней как к родной. Но после пережитых потрясений сердцу Валентинки нужно время, чтобы оттаять и сродниться с новой семьёй… Придёт весна, и оттает детское сердце. Валентинка нарвёт в лесу подснежников (только небольшой букетик, остальные пусть цветут, они в лесу гораздо красивее!), протянет Дарье горсточку свежих голубых цветов и скажет: «Это я тебе принесла… мама!» Повесть пронзительная: такая звонкая, чистая, как весенняя капель. И вся она пропитана весной: тает снег, текут ручьи, возвращаются с юга грачи, расцветает верба. Повсюду просыпается новая жизнь, и потихоньку складывается новая жизнь и у Валентинки…
До сих пор пользуется признанием у читателей ещё одна книга о войне Любови Фёдоровны Воронковой — «Село Городище». Вот как возник её замысел. В редакции «Пионерской правды» попросили Любовь Фёдоровну написать очерк о том, как налаживается жизнь в освобождённых от фашистов селениях. Страшные картины увидела она: сожжённые дотла сёла — лишь остовы печей торчат. А вокруг обугленные деревья, заросшие, ещё не разминированные поля, изуродованные взрывами машины… Люди, вернувшиеся домой, были измучены всем пережитым, плохо одеты, разутые, полуголодные, но не сломленные, полные желания поскорей наладить на разорённой земле жизнь, построить дома, засеять поля. Впечатлений от поездки по освобождённым сёлам было так много, что оказалось невозможным вместить в один очерк всё то, о чём необходимо было рассказать. И она написала книгу «Село Городище», где показаны не только горе, бедствия людей, но и трудовой героизм, мужество, мечты их о будущем — мирном и счастливом. Мечты эти исполнились. Мир и благополучие пришли на нашу землю. В литературе для детей младшего возраста мало произведений, написанных с такой беспощадной правдой о той суровой поре.Еще до войны были задуманы писательницей приключения двух девочек — подружек Тани и Аленки. После войны замысел осуществился в целом цикле книг: «Солнечный денек», «Снег идет», «Золотые ключики», «Подружки идут в школу», «Командир звездочки». Детство деревенской девочки предстает перед читателем ничем не омраченным, радостным, словно омытым весенним, добрым дождем. Девочка Таня проживает детство в окружении любящих близких, скромном на игрушки, но богатом на воображение, ограниченном материальными благами (в сравнении с нынешними временами), но не ведающим границ раздолье русской природы… Главной героине повести Тане 6 лет. Живёт она с мамой, дедушкой и бабушкой в колхозе. Отец Тани погиб на фронте. Всего лишь один солнечный денёк из жизни Тани и её подружки Алёнки составляет содержание целой повести. Шаг за шагом прослеживаются в повести события одного дня, который получился у Тани яркий и насыщенный открытиями. Этот длинный летний день кончается неожиданно, хотя событий за день происходит много.
От повести к повести Л. Воронкова бережно следит за взрослением Тани и Аленки, но не забывает и тех неповторимых примет детства, которые долго еще будут сопровождать двух подруг. Девочки играют в куклы, угощают их, укладывают спать, разговаривают с ними, словно с живыми, но уже ждут от них помощи взрослые, и Таня с Аленкой помогают собирать яблоки в саду и огурцы на огороде, помогают взрослым на току, и каждый день им чем-то необыкновенно интересен, несёт что-то новое. Жизнь двух подруг показана Л. Воронковой на протяжении примерно полутора лет. За это время многое изменилось: обе они приняты в октябрята, Таню выбрали командиром звездочки. Писательница бережно следит, как шагают подруги по детству, как разрастается круг их интересов и забот. Вот изо дня в день возится Таня с угрюмым, вихрастым Гришкой Чайниковым, который постоянно подводит свою октябрятскую звездочку, так как пишет грязно, с помарками и кляксами. Постепенно сплачивается коллектив первого класса, где учатся девочки, и в дни зимних каникул они осознают, какой большой привязанностью стала для них школа. Это другая, послевоенная жизнь, но не менее счастливая и красивая. Многому девочки успели научиться за это короткое время! И вместе с ними многому научится и маленький читатель, прочитав эти книги, — хорошо дружить, любить природу, свою семью. Книги добрые, о дружбе, о взаимопомощи, о таких, казалось бы, простых, но в тоже время сложных детских проблемах, о том, как они учатся быть самостоятельными, помогать старшим, приносить пользу, любить свой край, природу, о жизни, об первых открытиях.Любовь Фёдоровна знала тайну живого Слова. Всё в её книгах живёт, дышит, звучит. Слышны голоса птиц и зверей, лесные шорохи, журчание ручья. Тихим огоньком светится фонарик-светлячок. А если затаишься, увидишь, как расправляет лепестки проснувшийся цветок. И люди живут настоящей жизнью: работают, грустят, радуются, помогают друг другу. И у каждого свой характер, свой голос, своё лицо. Читая книги Любови Фёдоровны, мы верим, что действительно жили-были на свете и Валентинка, и Таня, и Алёнка, и Федя с Данилкой. Удивительно, как удалось ей заставить нас полюбить героев, созданных её воображением, поверить в них, как в живых людей, и понять, отчего они у неё именно такие, а не иные.
И может быть, больше всех она сама похожа на Аниску из повести «Гуси-лебеди», с её горячностью, нежной любовью к природе, мечтой о верной дружбе, искренностью, добротой, способностью к состраданию. «Гуси-лебеди» — это повесть о девочке Аниске, всю жизнь прожившей в деревне. Она трепетно воспринимает природу, ей все интересно: смотреть, как суетятся хлопотливые муравьи, как летят далеко-далеко дикие гуси. Дома на всех окнах стоят у нее цветы: в горшках, в консервных банках, в кринках с отбитыми горлышками. Ей всегда хочется заступиться за них, беззащитных, как маленькие дети. Подруги не могут понять странной девочки с косыми глазами. Они поддразнивают ее, а старшая сестра пользуется любовью Аниски к цветам и заставляет делать работу, которую мать поручает ей самой. Читая эту повесть, невозможно не посочувствовать Аниске. Такая она чистая, чувствительная, отзывчивая. И так зло посмеиваются над ней другие дети. Её тонкие движения души казались окружающим чудными и непонятными, что приносило ей немало огорчений, заставляло страдать. И тогда она убегала в лес. Там она не чувствовала себя одинокой. Всё там ей было знакомо. Аниска верила, что деревья в лесу знают её, как знает их она сама, и ждут не дождутся, когда она к ним придёт. «Косматая, как медведь, ёлка машет ей, зовёт укрыться от дождя», берёзка радуется ей. Сколько удивительного замечает она в летнем лесу: и упорный труд, муравьишек в муравейнике, и тайные гнёзда лесных птиц, и тихий шёпот деревьев на ветру…. Вот шмелиное гнездо, вот ёжик, вот лосиные следы. Но пуще всего хотелось ей повстречать птицу ронжу, птицу-мечту. «Как полетит, будто огонь загорится. Красная вся — и крылья, и хвост. Только шапочка чёрная». В один прекрасный день к их соседке приезжает погостить из города внучка Светлана. Всё в ней очаровывает Аниску. Она изо всех сил пытается подружиться с новой знакомой. Ведь друзей у Аниски нет: деревенские ребята смеются над ней из-за её трепетного отношения к природе. Аниска не даёт мальчишкам разорять птичьи гнёзда, дерётся с обидчиками кошек и подолгу одна бродит по лесу. И сначала Светлана и Аниска находят общий язык. Но вскоре балованной городской девочке наскучило общество Аниски: она не понимает её и тоже считает странноватой. А Аниска всё пытается ей угодить: помогает пропалывать грядки, приносит красивые цветы, отводит в свои самые любимые места в округе.. Чтобы Света стала её подружкой, она и грядку с капустой за Светлану полола, и заветные малиновые места показывала, и даже птенца диковинной птицы ронжи для Светы из гнезда вытащила… Но всё впустую. Сердце новой подруги оказывается глухо к переживаниям Аниски, и до самого отъезда Светлана относится к ней, как к игрушке: то зовёт поиграть, то смеётся и гонит прочь… Не смогла оценить в полной мере Света любовь и душевную теплоту Анисы, за спиной посмеивалась над ней вместе с другими девчонками… Не Светлана оказалась настоящим другом Косули, а совсем другая девочка — Катя, «ленивую душу» которой пробудила любовь Аниски к беззащитным животным, птицам, насекомым. Именно она разыскала спрятавшуюся от всех «чудную» Косулю и привела в школу в тот день, когда ребят принимали в пионеры. Эта повесть немножко грустная, но ведь и жизнь наша наполнена не одними только радостями. Случается иногда и погрустить, когда тебя не понимают близкие, особенно когда не понимает тот, с кем хочется дружить. Аниска – сложный, поэтический характер, и, создавая его, писательница будто приоткрывала своему читателю тайну о человеке, о том, что он не всегда такой, каким кажется, и надо уметь видеть в нем лучшее, скрытое от поверхностного взгляда. И о том, как богат внутренний мир человека и как он прекрасен! Но увидеть это и понять может только чуткое сердце.Одна за другой стали выходить у Любови Фёдоровны Воронковой книги. Эти книги, ставшие классикой детской литературы, говорят о главном: о любви к Родине, уважении к труду, людской доброте и отзывчивости. А еще – о преодолении себя. Человеку страшно, но он идет, чтобы отвести беду от кого-то. Конечно, такой человек вырастет сильный духом и, когда это необходимо, окажется способным на подвиг. Любовь Фёдоровна писала всегда о главном: о любви к Родине, уважении к труду, людской доброте, честности во всём, дружбе людей, в каком бы возрасте они ни были: взрослые или дети. В своих книгах она не устаёт говорить о дружбе, и каждый раз по-новому, не повторяясь. Друзьям всё под силу, они не оставят друг друга в беде, им хорошо вместе, интересно.
В произведениях Л. Воронковой часто встречаются примеры дружбы очень непохожих по характерам ребят. В небольшой повести для дошкольников «Федя и Данилка» — два мальчика, по-разному воспринимающие все вокруг. Писательница настойчиво, тщательно подчеркивает несхожесть мальчиков: Данилка любит приносить с гор цветы, а Федя нет — зато он любит лошадей, а Данилка боится их. Федя заплывает далеко, а Данилка плещется у берега и рассматривает дно, разглядывает, что там растет. Казалось бы, ничто не объединяет мечтательного Данилку и здравомыслящего, храброго Федю. Но Л. Воронкова подмечает зарождение дружбы, находит ее корни, которые кроются в самоотверженности мальчишек, в стремлении к подвигу для людей. Оба они мечтают стать летчиками, летать на помощь людям, спасать виноградники. Вот она — точка соприкосновения различных характеров, основа первой мальчишеской дружбы. Желание помочь людям, быть полезными приводит ребят к участию в важном и нужном деле. Они давно уже облазили все горы и охотно идут с геологом, показывая все, что знают, помогая ему прокладывать новые геологические маршруты.Сама Любовь Фёдоровна умела дружить самоотверженно, искренне, возвышенно. Случалось, кто-то из её друзей попадал в беду, был несправедливо обижен. И она открыто вставала на его защиту, не боясь нажить врагов, не заботясь о собственном благополучии. К ней можно было прийти со своим горем, и у неё всегда находились добрые, целебные слова, участливый, полный сострадания взгляд. Горе становилось разделённым и оттого менее тяжёлым… Но не только в горе и беде она была другом. К ней нужно было незамедлительно являться со своей радостью и обстоятельно, подробно рассказывать обо всём. И чужая радость становилась её собственной. Оттого, наверное, и была она такой жизнелюбивой. Оттого и тянулись к ней люди, особенно молодые. Им было интересно с ней так же, как ей с ними. К ней шли начинающие авторы, чтобы услышать мнение о своей новой работе. Ей верили. Если повесть или рассказы были неудачны, она, сама огорчённая, говорила: «Нет, пока ещё не получилось. Работать надо, работать!» Зато как искренне радовалась она, даже глаза сияли, если можно было сказать автору доброе слово. «Это настоящее!» — говорила она тогда. И робкий талант обретал веру в себя. Как это важно, чтобы друг-мастер вовремя заметил это настоящее и внушил автору веру в собственные силы. «Волшебный берег» — так называется повесть Любови Фёдоровны Воронковой, где происходят всякие чудеса. А ее дом напоминал волшебную страну, где происходят всякие чудеса. Там были написаны ее книги, собирались ее друзья. Там она разговаривала со своими цветами, будто те живые существа. А ранним утром будили ее голоса постояльцев балкона: воробьи, синицы, две приметные галки, голуби. Она кормила птиц, добродушно ворча на них за бойкую говорливость… Каждое утро она писала по три страницы. Иначе не успеть написать все, что задумано. «А как же? — говорила она. — Классики наши разве написали бы столько, если бы не работали постоянно? Нельзя работать от случая к случаю. Так ничего не напишешь». Кто-нибудь возразит: ведь это так трудно — вдруг сразу войти в жизнь героев, с которыми вчера расстался, закончив три положенные страницы. Для неё же это не было трудным. Потому что она не расставалась со своими героями всё время, пока писала книгу. Все они были ей близкими, дорогими людьми, которые приносили радость или огорчения в зависимости от того, как сложатся их судьбы. Иной раз заставляли и страдать, когда с ними случалась беда. Ведь они сами распоряжались своей судьбой и вели за собой автора. Каждый из героев, созданных воображением писательницы, был ей по-своему близок и дорог. И все-таки более других она любила Валентинку из книги «Девочка из города». Жалела ее за обездоленное войной детство. У Любови Федоровны сердце было большое, чуткое, отзывчивое.
По книгам Любови Фёдоровны Воронковой легко угадывается, что волновало её современников — взрослых и детей, чем жила страна в период, который она изображала. Это относится и к пяти её маленьким повестям про Таню и Алёнку, и к повести «Федя и Данилка», и к таким, как «Старшая сестра», «Личное счастье», и многим-многим другим, которые она написала. Некоторые из её произведений, адресованные читателям старшего возраста, построены на документальной основе: «Беспокойный человек», «Где твой дом?», «Алтайская повесть». Наиболее интересной из цикла книг, построенных на документальной основе, является «Алтайская повесть» (1951), которая рассказывает о развитии садоводства в северных районах. Точнее, не только о садоводстве, но и о жизни народов Горного Алтая, «края несказанной красоты», как называла его Любовь Фёдоровна. В предисловии к «Алтайской повести» Любовь Фёдоровна раскрывает историю создания этой книги. «Я старалась написать о Горном Алтае, о его красивой, но суровой природе, о его мужественных людях и весёлых трудолюбивых ребятах, как всё увидела это ещё давно. Прообразом для моих героев я взяла школьников одной хорошей школы, где учились и русские и алтайские дети. Книга — об их делах, об их удачах и невзгодах, об их сердечной дружбе, о трудолюбивом мальчике Косте и своенравной Чечек, что по-русски значит „Цветок“. Прошло много лет. Мои школьники уже выросли и, конечно, заняты большими, настоящими делами. А школа по-прежнему стоит на берегу кипучей, белопенной Катуни, и школьный сад, в котором ребята научились-таки выращивать яблоки, ещё богаче зеленеет под укрытием большой горы… И уже другие ребята учатся в этой школе и работают в этом саду. А у них свои удачи и радости, свои горести, свои маленькие события, из которых складывается жизнь…» В повестях Воронковой для подростков («Бесконечный человек», «Где твой дом?», «Старшая сестра» и др.) разговор идёт о верности в дружбе, честности, о преданной любви к своему краю, о том, как найти своё место в жизни.
В повести «Рожок зовет Богатыря» рассказывается о приключениях ребят. Пятеро детей в поисках убежавшего из вольера оленя Богатыря заблудились в дальневосточной тайге. Три дня и три ночи провели они в лесу, терпели голод, перебирались через завалы. Здесь в трудную минуту обнаружились истинные характеры ребят: кто считался отважным и храбрым — оказался малодушным, кто выглядел незаметным — обнаружил высокие качества души, неумелые — многому научились. Детский вожак Толя, общественник и активист, в тайге проявился с неожиданной стороны, — лопал в кустах, прячась от голодных ребят, шоколадку, в опасности бросал слабых, чужие заслуги приписывал себе. Это напряжённое повествование о выживании в дикой природе. Детальное описание природы, столкновение характеров, повадки животных, дружба, любовь и многое другое в этой интересной книге.Она писала только для детей. Правда, для детей всех возрастов – от дошкольного до старшего школьного. Но самые известные её книги адресованы маленьким читателям. «Маша-Растеряша» — незатейливая на первый взгляд история про девочку, не научившуюся прибирать свои вещи. Образ Маши стал нарицательным. Ненавязчиво нравоучительный, рассказ воспринимается легко и безоговорочно, его не нужно растолковывать – всё ясно с первого раза.
Самые теплые, задушевные произведения обращены к ребятам дошкольного и младшего школьного возраста, такие, как цикл повестей «Солнечный денек», «Гуси-лебеди», «Федя и Данилка», «Волшебный берег».
На птичнике волнение: говорят, на острове появилась выдра. Но как она выглядит? Лёня и Аринка никогда не видели этого зверька. Они хотят защитить уток и решили, несмотря ни на что, поймать злую выдру. Об этих и других приключениях друзей вы узнаете, прочитав повести-сказки талантливой детской писательницы Л.Ф. Воронковой «Волшебный берег», «Защитник слабых» и «В гостях у бабушки Марфы». Повести-сказки очень добрые, учат детей любить природу, быть смелыми, защищать слабых. Любовь к природе, ко всему живому на земле объединяет и роднит такие непохожие ее книги, как «Шурка», «Девочка из города», «Солнечный денек», «Федя и Данилка», «Волшебный берег», «Внучек Ваня». Именно эта любовь привела к тому, что местом действия своих книг Воронкова чаще всего избирает не город, а село и герои ее книг, как правило, деревенские дети. Человек, который не притворяется, пишет о том, что ему важно и дорого, а не по заказу — вообще подарок для литературы, особенно — детской. «Я была бы очень несчастлива, — признавалась на склоне лет Любовь Фёдоровна, — если бы мне пришлось писать не потому, что я ХОЧУ написать эту книгу, а потому, что её НУЖНО написать. Но я счастлива, потому что «нужно» и «хочу» у меня совпадают». Писательство было для неё высшей радостью. «…Пока пишешь, — говорила она, — думаешь: это последнее произведение, больше тебе ничего не написать, не хватит сил. Да и не вечно же жить в таком напряжении нервов и сердца! Но поставишь последнюю точку, и вдруг станет грустно расставаться с героями, к которым ты уже привык, и жизнь твоя кажется вдруг опустевшей… Видишь, что тогда ты и жил по-настоящему, пока на столе лежала твоя работа, пока она звала тебя, тревожила и волновала. Впрочем, освобождаешься ненадолго. Жизнь уже подсказывает тебе ещё что-то, и новая тема рождается где-то в глубине души. Смотришь — и ты опять за столом, за новой рукописью. Ничего не сделаешь. Это мне кажется похожим на дерево, пригретое весенним солнцем: оно не может не развернуть листья, если бы оно даже и не хотело их развернуть».
В последние годы Любовь Федоровна писала исторические повести и романы. Для нее самой не был случайным такой, казалось бы, резкий переход из дня сегодняшнего в глубь веков. Ее давно уже манили сюжеты древней истории, любимым чтением стали древние писатели: Плутарх, Павсаний, Фукидид, Геродот. Она изучила горы исторических материалов, целиком погрузилась в ту эпоху, о которой собиралась писать. Ей захотелось рассказать о том, что было для неё в истории особо притягательным, «удивления достойным». В 1969 году у Л. Ф. Воронковой вышла книга, не похожая на всё то, что она написала раньше. Книга включала две исторические повести: «След огненной жизни» и «Мессенские войны». В повести «След огненной жизни» центром внимания оказывается личность царя Кира с его необычной судьбой. В «Мессенских войнах» главное действующее лицо – целый народ из маленькой страны Мессении, который мужественно сражался за свободу и независимость… В истории Л. Ф. Воронкову привлекали сильные и необычные характеры, которые влияли на ход исторических событий. Потому она и обратилась к образу Александра Македонского. Так появились две ее книги: «Сын Зевса» – о детстве и юности македонского царя и «В глуби веков» – о его завоевательных походах и создании государства, включившего в себя земли Европы и Азии.
Прежде чем приступить к созданию романа об Александре Македонском, она прочитала множество книг о нем и той эпохе, в которую он жил, изучила посвященные ему серьезные научные труды, а когда пришла пора писать главу о его походах в Среднюю Азию, отправилась в те края, чтобы найти там для своей книги дополнительный материал. Она побывала в Самарканде, или Мараканде, как называли во времена Александра Македонского этот город, через который в 329 году до нашей эры проходил со своими войсками знаменитый полководец и сильно его разрушил. «Когда заглядываешь в глубокую историю, — делилась она своими мыслями с читателем, — видишь события огромные, потрясающие: расцвет городов и стран, их падение. И много войн. Нет в истории человечества времени, когда б не бушевала война. То идут захватывать чужие земли, города, то воюют, защищая свою родину».
Там, в Самарканде, жил Улугбек, великий учёный, астроном, просветитель. Чем больше она узнавала об Улугбеке и его жизни, полной знаменательных свершений, тем сильнее хотелось, чтоб узнали о нём и другие. Она собралась писать о нём книгу. И вновь побывала и в Самарканде и в других древних городах — Хиве, Бухаре, Коканде, Ургенче. По многу часов проводит в музеях и библиотеках, разыскивая материалы об Улугбеке и его эпохе, посещала раскопки. Но написать задуманную книгу она не успела. Впечатлений от знакомства со Средней Азией было так много и они оказались такими сильными, что писательница не смогла отойти от них. Ей захотелось рассказать о полюбившемся крае. В 1975 году вышла её маленькая повесть «Сад под облаками» об узбекском мальчике Алимджане и его друзьях, их участии в делах взрослых — хлопководов и садоводов, о верной дружбе. С Узбекистаном связана и ещё одна её книга — «Неистовый Хамза», художественная биография узбекского писателя и революционера.Около сорока лет занималась литературной деятельностью Любовь Фёдоровна Воронкова. С годами не ослабевал её добрый и светлый талант. С тех пор как она начала писать исторические произведения, будто новое дыхание пришло к ней. «Работать надо, работать, — не уставала повторять она. — В работе нашей — жизнь, радость!» Именно в последние годы она чувствовала себя такой счастливой, ей всё удавалось, за что бы ни бралась. Кончая одну книгу, она уже знала, о чём будет следующая. Замыслы рождались от соприкосновения с историческим материалом. Она торопилась написать о том, кто особенно был ей интересен. Хотелось исполнить хотя бы небольшую долю задуманного.
Последняя книга, вышедшая при жизни Любови Федоровны Воронковой, – «Герой Саламина». На Элладу двинул несметные полчища персидский царь Ксеркс. Ему, несомненно, удалось бы завоевать и Афины и Спарту, – ведь почти все эллинские города-государства покорились ему, – если бы не Фемистокл. Фемистокл сумел поднять соотечественников на борьбу против врага, вселить в их сердца веру в победу – и победа пришла. С большим мастерством описывает Любовь Федоровна Воронкова события тех лет и действующих в повести героев, с их неожиданными поворотами судьбы. «Герой Саламина» — последнее произведение, опубликованное при жизни Воронковой. С годами все с большей глубиной, какими-то новыми гранями раскрывался талант писательницы в труднейшем жанре – жанре исторического романа. События глубокой старины показаны в исторических произведениях Любови Федоровны Воронковой. Но они волнуют нас. И будут волновать всегда. Потому что это прошлое человечества. А постижение Прошлого помогает понимать Настоящее. Во имя Будущего.
Любовь Фёдоровна Воронкова умерла 20 января 1976 г. Но она оставила драгоценное наследство: своё слово. В её книгах всё живет, дышит. Вы услышите голоса птиц, зверей, лесные шорохи, журчание ручья. И люди там живут, как в настоящей жизни: работают, думают, грустят и радуются, помогают друг другу. Там всё — правда. Книги Любови Фёдоровны не стареют и не забываются. И учат любви к своей родине. Верности ей до конца. Они прочно вошли в золотой фонд советской детской литературы. Эти книги, ставшие классикой детской литературы, говорят о главном: об уважении к труду, людской доброте и отзывчивости. Л. Воронкова простым, понятным языком пишет о вечных ценностях, о детских переживаниях и мыслях, о родине. Учит любить свою землю, своих родных и чужих, ставших родными.